lomonosov-ps11

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 11 ПИСЬМА ПЕРЕВОДЫ СТИХОТВОРЕНИЯ УКАЗАТЕЛИ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 11
ПИСЬМА ПЕРЕВОДЫ СТИХОТВОРЕНИЯ УКАЗАТЕЛИ
стр. 213


той же оси, даст ускорение сего коловратного движения. — Необходимо также момента всех сил сложить в одну сумму, и эта сумма, разделенная на момент инерции массы корабля (количество упорности), в отношении той же оси даст ускорение этого вра­щательного движения.

В этом абзаце слова «момент инерции» Ломоносов переводит на русский язык как «количество упорности», где под упорностью понимает инерцию.

В 1778 г. адъюнкт Академии наук М. Е. Головин при переводе с французского языка на русский труда Эйлера «Полное умозрение строения и вождения кораблей» термин «момент инерции» переводит как «момент лености», что следует признать менее приемлемым, чем «количество упорности», принятое Ломоносовым.

26 С. 172. . . . движение корабля, во- первых, останавливается от сопротивления,
а оное есть главное его действие, отчего имя получило, после от силы вертикальной, от
сопротивления происходящей, корабль из воды немного кверху поднимается и якобы
легче становится, и тогда по большей части к корме отклоняется, и на косом ходу как
наклонение около оси по длине или к бокам, так и обращение около оси вертикальной
оттуда произойти может. . . — Главное воздействие силы сопротивления на корабль —
это замедление хода или его остановка; вертикальная составляющая сил сопротивле-
ния как бы приподнимает корабль из воды, в большинстве случаев корабль при этом
отклоняется к корме, а при косом ходе, с дрейфом, от сил сопротивления могут быть
как крены, так и повороты вокруг вертикальной оси.

27 С. 172. . . . в котором случае должно определить при том выгиб, причиняемый
парусам от ветру, понеже зависит от него количество силы полученной — т. е. когда
назначить полноту паруса (выгиб), поскольку от нее зависит сила, действующая на
парус.

28 С. 172. . . . один, когда направляющие силы, от ветра полученной, направлению
корабля бывает параллельно, в котором случае корабль идет прямо, а другой, когда
направление оного от сего склоняется, отчего происходит косой или боковой ход —
т. е. один — когда направление силы ветра совпадает с курсом корабля, а другой —
когда направление ветра не совпадает с курсом корабля, отчего происходит боко-
вой ход.

29 С. 175. И чтоб побуждающие силы не произвели в корабле никакого коловрат-
ного движения около оси вертикальной, которая чрез центр тягости корабля в уме
представляется, то среднему направлению всех сил должно проходить чрез самую
сию ось, ибо тогда пропадет важность всех сил, в рассуждении сей оси взятая —
Чтобы действующие силы не придавали кораблю вращательного движения около вер-
тикальной оси, через центр тяжести корабля проходящей, необходимо, чтобы сумма
всех сил, действующая на корабль, проходила через эту ось, тогда исчезнет момент
всех сил относительно этой оси.

30 С. 176. К истолкованию самого действия руля, во-первых его силы, которая ему
придается, знать должно количество в рассуждении оси, чрез центр корабля тяжести
проведенной, которое, разделенное чрез количество сопротивления корабля в рассужде-
нии той же оси, покажет ускорение, коим корабль обращаться будет. Отсюда явствует,
что понеже руль имеет от центра тягости далечайшее отстояние, то действие его бы-
вает весьма велико, а пршом, узнав количество сопротивления корабля, самую вели-
чину руля так легко определяют, что иметь будет требуемое действие. — Для понима-
ния действия руля необходимо знать момент сил руля относительно оси, проходящей

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика